Форум Иорданского клуба (http://forum.jordanclub.ru/cgi-bin/forum.pl)
Вопросы и ответы >> Ислам - вопросы и ответы >> «Право, бизнес и финансы в Исламе»
(Message started by: Bagira на 23.08.2006 в 22:48:24)

Заголовок: «Право, бизнес и финансы в Исламе»
Прислано пользователем Bagira на 23.08.2006 в 22:48:24
Здесь размещаются вопросы и ответы на тему правовой, финансовой и  налоговой систем, соответствующих нормам Ислама.  ???  a-)

Заголовок: Re: «Право, бизнес и финансы в Исламе»
Прислано пользователем Bagira на 23.08.2006 в 23:07:54
С учетом того, что мне порекомендовала участник Maryam, и всего того, что «нарыла» и попыталась систематизировать, я получила следующую схему законодательной системы соответствующей нормам Ислама. Могу ошибаться поэтому прошу проверить… ::) ??? У меня получилась система из 5-ти уровней, которые и привожу в порядке убывания:

1) Коран – пророчества Мухаммеда

2) Шариат – путь. Коран является основным источником шариата  
Шариат содержит восемь Кодексов (разделов):
1. Вероучение
2. Поклонение (5 обязательных условий – одно из них Закят (налог и милостыня))
3. Семейный Кодекс
4. Экономические постулаты
5. Политические институты
6. Уголовное право
7. Военная доктрина
8. Мораль  

3) Хадисы – своего рода советы, разъяснения в области трактовки Корана и Шариата. Вариантов хадисов множество, авторы хадисов – авторитетные мусульманские ученные.  

4) Сунна – разъяснения (интерпретация) Корана, сунной может быть новая норма не отраженная в Коране.

5) Фетвы – современные законы, постановления, методические указания, разработанные в условиях современности на основе Корана, Шариата, Хадисов и Сунн. Авторы (как Вы указали) авторитетные мусульманские ученные


Оставшиеся вопросы:
1. Кто написал Шариат, его передал сам Пророк или на основании пророчеств Корана Шариат был создан последователями пророка (если да, то кем?)?
2. Коран, судя по всему, изменяться, не может? А могут ли меняться нормы Шариата? Если да то кем? И на основании, каких уровней законодательной системы (Хадисов, Сунн, Фетв)?
3. Кто автор Сунн? Ну судя по тому, что авторами 3-его уровня законодательных норм являются религиозные ученные, то следует предположить, что авторы 4-ого уровня законодательных норм они же… Но твердо не уверена…  
4. Соответственно напрашивается вывод, что законодательные нормы с третьего по пятый уровень (включительно) в каждом государстве, в систему которого заложены нормы Шариата, свои (т. к. ученные у каждого свои). Так ли это?
5. Еще один вывод – Ислам не является догмой, а динамично развивающаяся и меняющаяся норма, но при условии соответствия нормам, изложенным в Коране и Шариате. То есть изменения допустимы именно в нормах с третьего по пятый уровни (если нормы Шариата неизменны). Так ли это?  
:-/

Заголовок: Re: «Право, бизнес и финансы в Исламе»
Прислано пользователем Серый на 24.08.2006 в 11:05:08
Вот наворотили-то....


on 08/23/06 в 23:07:54, Bagira wrote:

Оставшиеся вопросы:
1. Кто написал Шариат, его передал сам Пророк или на основании пророчеств Корана Шариат был создан последователями пророка (если да, то кем?)?


совершенно некорректно сформулированный вопрос.
точнее, сами себе на все и ответили.

последователем пророка является любой мусульманин, но нормотворчеством могут заниматься только наиболее авторитетные из них -улемы



Quote:
2. Коран, судя по всему, изменяться, не может? А могут ли меняться нормы Шариата? Если да то кем? И на основании, каких уровней законодательной системы (Хадисов, Сунн, Фетв)?

Коран изменяться не может.
Нормы Шариата меняться могут.
Улемами
На основании трактовок религиозных норм, которые изложены в Коране и Сунне

Сунна, она одна и является сборником хадисов. Фетва уже есть религиозно-правовая норма, а не источник этой нормы. УЧИТЕ МАТЧАСТЬ!


Quote:
. Кто автор Сунн? Ну судя по тому, что авторами 3-его уровня законодательных норм являются религиозные ученные, то следует предположить, что авторы 4-ого уровня законодательных норм они же… Но твердо не уверена…  

Сунна только одна, авторы(источники) хадисов  перечисляются в конце каждого из них пофамильно.


Quote:
4. Соответственно напрашивается вывод, что законодательные нормы с третьего по пятый уровень (включительно) в каждом государстве, в систему которого заложены нормы Шариата, свои (т. к. ученные у каждого свои). Так ли это?

ничего не понял


Quote:
5. Еще один вывод – Ислам не является догмой, а динамично развивающаяся и меняющаяся норма, но при условии соответствия нормам, изложенным в Коране и Шариате. То есть изменения допустимы именно в нормах с третьего по пятый уровни (если нормы Шариата неизменны). Так ли это?  
:-/

Ислам не догма и не норма, а религия!
Изменения в шариате возможны, также как и изменения в богословской мысли. Со временем разные трактовки теряют актуаьность или наоборот.

Заголовок: Re: «Право, бизнес и финансы в Исламе»
Прислано пользователем Maryam на 24.08.2006 в 12:10:28

on 08/23/06 в 23:07:54, Bagira wrote:

1) Коран – пророчества Мухаммеда

не совсем корректно так сказать, потому что Коран - это прямые слова Аллаха, но ниспосылались они через Пророка(САС)

Quote:
2) Шариат – путь. Коран является основным источником шариата  
Шариат содержит восемь Кодексов (разделов):
1. Вероучение
2. Поклонение (5 обязательных условий – одно из них Закят (налог и милостыня))
3. Семейный Кодекс
4. Экономические постулаты
5. Политические институты
6. Уголовное право
7. Военная доктрина
8. Мораль  

здесь в принципе правильно, так как я уже писала шариат охватывает все стороны жизни

Quote:

3) Хадисы – своего рода советы, разъяснения в области трактовки Корана и Шариата. Вариантов хадисов множество, авторы хадисов – авторитетные мусульманские ученные.  

Есть некоторые хадисы, объясняющие суры и аяты из Корана, но в большинстве своем хадисы как сообщения, о том, что сделал Пророк(САС) в той или иной ситуации, что сказал по тому или иному поводу, в общем примеры из его жизни

Quote:
4) Сунна – разъяснения (интерпретация) Корана, сунной может быть новая норма не отраженная в Коране.

Нельзя сказать, что интерпретация, но как разъяснения, в некоторых хадисах прослеживается.
Сунна - это совокупность хадисов

Quote:

5) Фетвы – современные законы, постановления, методические указания, разработанные в условиях современности на основе Корана, Шариата, Хадисов и Сунн. Авторы (как Вы указали) авторитетные мусульманские ученные

фетвы разрабатываются на основе Корана и Сунны, каждое решение по тому или иному вопросу тщательно взвешивается, и не должно противоречить тому, что написано в Коране и Сунне


Quote:

Оставшиеся вопросы:
1. Кто написал Шариат, его передал сам Пророк или на основании пророчеств Корана Шариат был создан последователями пророка (если да, то кем?)?

Вопрос несколько неясен, но попробую разъяснить. Если о Коране нам совершенно ясно, что это Писание от Бога, то с Сунной Пророка(САС) немусульманам разобраться действительно тяжело. Кто написал?
Сподвижники Пророка(САС) начали записывать хадисы еще при его жизни, впоследствии эта работа продолжалась и вскоре начали появляться первые сборники хадисов, объединяющие в себе сообщения от одного передатчика(который был первый, например Аиша, жена Пророка(САС) или Абу Хурейра, его сподвижник)
Вполне естественно, что, поскольку существовало огромное количество хадисов, во многих случаях передававшихся по памяти, самое пристальное внимание уделялось вопросу об их достоверности. В связи с этим с этим в мусульманской науке постепенно сложилась особая дисциплина исследования хадисов - выявление степени их достоверности через критику надежности передатчиков. Так для ученых было важно установить наличие непрерывной цепи передатчиков, и поэтому они выясняли их полные имена, годы жизни и факты биографии, чтобы удостовериться в том, что передатчики могли встречаться друг с другом, и дать оценку их нравственным качествам, способности правильно воспроизводить услышанное и так далее.

Quote:
2. Коран, судя по всему, изменяться, не может? А могут ли меняться нормы Шариата? Если да то кем? И на основании, каких уровней законодательной системы (Хадисов, Сунн, Фетв)?

Коран конечно изменятся не может, и не изменялся с момента его ниспослания. Какие-либо нормы могут измениться, под влиянием реалий, но эти изменения не должны противоречить Корану и Сунне

Quote:
3. Кто автор Сунн? Ну судя по тому, что авторами 3-его уровня законодательных норм являются религиозные ученные, то следует предположить, что авторы 4-ого уровня законодательных норм они же… Но твердо не уверена…  

Нет понятия автор Сунны - а есть составители сборников хадисов. Не совсем поняла, что вы имеете ввиду под уровнями, но возможно речь идет о степенях достоверности хадисов.
Если вкратце, то хадисы различаются по степени их достоверности - разделяют на достоверный(сахих)-[каждый передатчик этого хадиса от первого до последнего отличался беспристрастностью и точностью], хороший (хасан)-[такой хадис является лишь немногим менее точным, а передатчики передали его безо всяких отклонений или недостаков] и слабый (даиф) - [если не удовлетворяет хотя бы одному необходимому условию]
в качестве доводов шариата, можно привдить достоверные и хорошие хадисы (хотя хорошие в этом случае такой же силой обладать не будут) слабые хадисы не должны иметь отношения к догматам веры и в них не должны содержаться разъяснения  таких установлений шариата, которые имеют отношение к дозволенному и запретному. Но их можно приводить в наставлениях, рассказах и тому подобных случаях

Quote:
4. Соответственно напрашивается вывод, что законодательные нормы с третьего по пятый уровень (включительно) в каждом государстве, в систему которого заложены нормы Шариата, свои (т. к. ученные у каждого свои). Так ли это?

этот вопрос я совсем не поняла, bagira разъясните, что вы имеете ввиду под уровнями

Quote:
5. Еще один вывод – Ислам не является догмой, а динамично развивающаяся и меняющаяся норма, но при условии соответствия нормам, изложенным в Коране и Шариате. То есть изменения допустимы именно в нормах с третьего по пятый уровни (если нормы Шариата неизменны). Так ли это?  

Могу только сказать. что ислам гибкая религия, но в пределах Корана и Сунны, все что противоречит им, уже не от ислама

Заголовок: Re: «Право, бизнес и финансы в Исламе»
Прислано пользователем Marjan на 24.08.2006 в 12:48:38
Есть разные сборники хадисов, некоторые из них имеют название "Сунан" (т.е. слово "сунна" во мн. числе).

Вот шесть наиболее авторитетных:
1. "ал-Джами‘ ас-сахих" (или просто "Сахих") Бухари
2. "ал-Джами‘ ас-сахих" (или просто "Сахих") Муслима
3. "Китаб ас-Сунан" Абу Давуда ас-Сиджистани
4. "ал-Джами‘ ал-кабир" Тирмизи
5. "Китаб ас-Сунан" Наса’и
6. "Китаб ас-Сунан" Ибн Маджа.

Иногда к этим шести добавляют еще три:
7. "ал-Муватта’" Малика ибн Анаса
8. "Муснад" Ахмада ибн Ханбала
9. "Муснад" Дарими.

Заголовок: Re: «Право, бизнес и финансы в Исламе»
Прислано пользователем Bagira на 24.08.2006 в 13:54:34
Серый, ну че сразу «Вот наворотили-то...», я ж не волшебник, а только учусь… :'( Вообще конечно большое спасибо и Вам и Marjan.  :) Информацию, которую мне выдали я конечно проанализирую, возможно возникнут еще вопросы, возможно я в чем-то не соглашусь… До понедельника думаю успею начало этой темки обмозговать.  Может, кто еще что посоветует…  :-/

Заголовок: Re: «Право, бизнес и финансы в Исламе»
Прислано пользователем Bagira на 24.08.2006 в 19:12:04
С учетом сделанных замечаний в приведенную ранее схему Исламской правой системы внесены изменения:
1. Учитывая, что Сунна является одним из оснований для внесения изменений в Шариат, Сунна была перенесена на 2-ой уровень правовой системы после Корана.  
2. Хадисы, являясь составной частью Сунны, из схемы удалены.

Теперь у меня получилась система из 4-ех уровней, которые и привожу в порядке убывания, с учетом замечаний в плане трактовки терминологии:  ::)  

1) Коран – послания Всевышнего человечеству через его Пророка Мухаммеда

2) Сунна - разъяснения (интерпретация) Корана. Сунна является сборником Хадисов в Сунну могут быть включены Хадисы отражающие новую норму, не отраженную в Коране. Авторы (источники) Хадисов  перечисляются в конце каждого из них пофамильно. Хадисы – своего рода советы, разъяснения в области трактовки Корана и Шариата. Вариантов Хадисов множество, авторы Хадисов – авторитетные мусульманские ученные.  Сборников Хадисов (Сунн) множество, наиболее популярные из них приведены участником  Marjan (24.08.06 Ответить #4 В)
 
3) Шариат – путь. Коран является основным источником Шариата. Нормы Шариата устанавливаются улемами и могут ими же изменяться (улемы – в точном смысле сословие мусульманских богословов и законоведов. На практике улемами часто называются все категории мусульманских духовных наставников, тех, кто совершил паломничество в Мекку, а также образованных уважаемых мусульман.). Изменения в Шариат могут быть внесены на основании норм прописанных в Коране и на основании Сунны.
Шариат содержит восемь Кодексов (разделов):  
1. Вероучение  
2. Поклонение (5 обязательных условий – одно из них Закят (налог и милостыня))  
3. Семейный Кодекс  
4. Экономические постулаты  
5. Политические институты  
6. Уголовное право  
7. Военная доктрина  
8. Мораль  
 
4) Фетвы – постановления, методические указания, разработанные в условиях современности на основе Корана, Сунны и Шариата и соответственно не должны им противоречить. Фетвы  утверждаются и разрабатываются авторитетными исламскими ученными.

 
Терминология, которую таким, как я нужно зазубрить:
1. Ислам – это однозначно религия
2. Шариат – сборник Законов, основанных на мировых Исламских ценностях. Нормы Шариата не являются неизменными и могут быть изменены с учетом норм изложенных в Коране и Сунне, учитывая, что изменения в Коране не допускаются, изменения в Шариате могут возникнуть ввиду допустимости этого изменения согласно Хадисов Сунны или ввиду включения в Сунну Хадисов, отражающих новую норму.
Проверьте, пожалуйста, правильно ли я сформулировала, то что нужно зазубрить?  :-/

Жду справедливой критики… a-)

Marjan, приведенная вами информация на предмет толкования истории возникновения Хадисов, очень понравилась, информация достаточно понятная. Поэтому я ее, в пост не включаю, а в свою работу естественно перенесу. :)

Заголовок: Re: «Право, бизнес и финансы в Исламе»
Прислано пользователем Maryam на 24.08.2006 в 21:13:39

on 08/24/06 в 19:12:04, Bagira wrote:
Теперь у меня получилась система из 4-ех уровней, которые и привожу в порядке убывания, с учетом замечаний в плане трактовки терминологии:  ::)  

1) Коран – послания Всевышнего человечеству через его Пророка Мухаммеда
2) Сунна - разъяснения (интерпретация) Корана.

все-таки не соглашусь со словом интерпретация, хотя возможно вы вкладываете в него немного другой смысл.

Quote:
Сунна является сборником Хадисов в Сунну могут быть включены Хадисы отражающие новую норму, не отраженную в Коране. Авторы (источники) Хадисов  перечисляются в конце каждого из них пофамильно. Хадисы – своего рода советы, разъяснения в области трактовки Корана и Шариата. Вариантов Хадисов множество, авторы Хадисов – авторитетные мусульманские ученные.  Сборников Хадисов (Сунн) множество
как я говорила Сунна - это совокупность хадисов. Не все хадисы объясняют суры Корана. Множество хадисов - это высказывания Пророка(САС) о каких-либо жизненных ситуациях, ответы на вопросы, задаваемые людьми, окружвшими его. Иначе говоря, она содержит многочисленные примеры из его жизни, что должно служить образцом и руководством как для мусульманской общины в целом, так и для каждого мусульманина в отдельности. Слова и поступки Пророка(САС) были продиктованы не его личными пристрастиями, а внушались ему свыше.

Quote:
3) Шариат – путь. Коран является основным источником Шариата. Нормы Шариата устанавливаются улемами и могут ими же изменяться (улемы – в точном смысле сословие мусульманских богословов и законоведов. На практике улемами часто называются все категории мусульманских духовных наставников, тех, кто совершил паломничество в Мекку, а также образованных уважаемых мусульман.). Изменения в Шариат могут быть внесены на основании норм прописанных в Коране и на основании Сунны.

Улемы - это ученые, с соответствующим религиозным образованием

Quote:
Шариат содержит восемь Кодексов (разделов):  
1. Вероучение  
2. Поклонение (5 обязательных условий – одно из них Закят (налог и милостыня))  
3. Семейный Кодекс  
4. Экономические постулаты  
5. Политические институты  
6. Уголовное право  
7. Военная доктрина  
8. Мораль
 
в принципе, не знаю, согласятся ли со мной другие - шариат - это мусульманское право
в праве можно выделить -религиозное право, юридическое право,семейное право, государственное право, уголовное право и военное дело

Quote:
 
4) Фетвы – постановления, методические указания, разработанные в условиях современности на основе Корана, Сунны и Шариата и соответственно не должны им противоречить. Фетвы  утверждаются и разрабатываются авторитетными исламскими ученными.

 
Терминология, которую таким, как я нужно зазубрить:
1. Ислам – это однозначно религия
2. Шариат – сборник Законов, основанных на мировых Исламских ценностях. Нормы Шариата не являются неизменными и могут быть изменены с учетом норм изложенных в Коране и Сунне, учитывая, что изменения в Коране не допускаются, изменения в Шариате могут возникнуть ввиду допустимости этого изменения согласно Хадисов Сунны или ввиду включения в Сунну Хадисов, отражающих новую норму.

очень трудно представить, что обнаружится какой-либо хадис, который прежде был неизвестен - и если это, допустим на минуточку произошло, цепочку передатчиков будет невозможно проверить, слишком много времени прошло со смерти Пророка(САС)


bagira важно понимать, что ислам представляет собой одновременно веру и образ жизни.
еще немного о сунне - "влияние сунны на жизнь целых народов, исповедующих ислам, столь продолжительно и глубоко, что нет никакой необходимости доказывать, что психологию и логику поведения мусульманина можно понять только с учетом всех факторов, под воздействием которых происходило формирование его личности, а в этом отношении первостепенное значение Корана и Сунны неоспоримо.Знакомство с Сунной могло бы способствовать искоренению всяческих домыслов, суеверий илжи, возводимой как на ислам, так и на его Пророка(САС)".(с)
Какую работу вы пишите?


Заголовок: Re: «Право, бизнес и финансы в Исламе»
Прислано пользователем Zeinab на 25.08.2006 в 09:49:16
Сунна - предание о жизни пророка (pbuh). И комментарии к Корану содержатся в ней постольку-поскольку пророк разъяснял его положения верующим. Сунна является одним из источников нормотворчества наравне с Кораном. Как совершенно верно указала Maryam появление новых рассказов (хадисов) в составе Сунны в настоящее время маловероятно. Возможно, следует заметить, что если текст Корана является (практически) бесспорно каноническим, то признание или непризнание отдельных хадисов, а также целых источников  - в большой степени вопрос принадлежности к тому или другому направлению Ислама.


Теперь более систематически. Шариат - исламское право как понятие, а не как сборник законов. Шариат имеет четыре источника - Коран, Сунна, консенсус (ijma) и рассуждение (aql).

Законы шариата делятся на две основные группы - обязывающие (hukm taklifi) и ситуационные (hukm waz'i). Обязывающие законы - это законы, характеризующие конкретные действия мусульманина как обязательные (wajib), запретные (haram), желательные (mustahab), нежелательные  (makruh) или дозволенные (mubah). Ситуационные законы описывают отношения между людьми и/илиобъектами (брак, собственность, торговля, работа по найму и пр.) и сопровождаются обязывающими законами.

Подробная предметная классификация законов (по-аглийски)

Worship
The Book of Cleanliness (kitab ut-taharat).
The Book of Prayer (kitab us-salat).
The Book of Zakat.
The Book of Khoms.
The Book of Fasting (kitab us-sawm).
The Book of Taking Seclusion (i'tikaf)
The Book of Hajj
The Book of Umrah.
The Book of Jihad.
10. The Book Commending to what is Recognized:-as good-and Prohibiting from what is Rejected-as bad (amr bi m 'aruf wa nahyan al-munkar)

Contracts ('oqud)
The Book of Buying and Selling (kitab ul-bay'i)
The Book of Morgage (Rahn).
The Book of the Bankrupt (muflis)
The Book of Prohibition (hajr)
The Book of Liability (diman)
The Book of Peace (sulh)
The Book of Partnerships (sharikat)
The Book of the Partnership of Capital and Labor (mudarabah)
The Book of Agricultural Partnerships (mazaro'at and musaqat)
The Book of Trusts (wadiy'ah)
The Book of Lending (ariyah)
The Book of Hire (ijareh)
The Book of Representatives (wakalah)
The Book of Endowments and Charity (waqf and sadaqat)
The Book of Temporary Endowments (sukna and habs)
The Book of Giving (hebat)
The Book of Wagers (sabq and rimayah)
The Book of Wills (wasiyat)
The Book of Marriage (nikah)

Unilateral Instigations (iyqa'at)
The Book of Divorce (talaq)
The Book of Divorce Wholly or Partly Instigated by the Wife (khul'a and mabarat)
The Book of Illegal Divorce (zahar)
The Book of Vows of Abstention (Iyl'a)
The Book of Cursing (l'aan)
The Book of Freeing (itq)
The Book of Acquiring Freedom through Will, by Purchase and Through Relationship (Tadbir, mukatibeh and istilad)
The Book of Confessing (iqrar)
The Book of Reward (ja'alah)
The Book of Vows (ayman)
The Book of Taking an Oath (nathr)

Other Laws (ahkam)
The Book of Hunting and Slaughtering (sayd and thibh)
The Book of Eating and Drinking
The Book of Mis-Appropriation (ghasb)
The Book of Right of Preference (shaf'ih)
The Book of Enlivening the Dead Land(ihiya al'muwt)
The Book of Finds
The Book of Inheritance.
The Book of Arbitration (qaza)
The Book of Testimony
The Book of Punishments (hudud and t'azirat)
The Book of Retaliation (qisas)
The Book of Financial Recompense (diyah)

Заголовок: Re: «Право, бизнес и финансы в Исламе»
Прислано пользователем Zeinab на 25.08.2006 в 09:53:23
Фетва (или фатва) - вердикт улема по отдельному конкретному вопросу, как правило, относящемуся к конкретной ситуации (напр. поведение мусульман в конктерном военном конфликте) или  новым вопросам возникающим всвязи с развитием общественных отношений и технологий (напр. о донорстве органов и пр)

Заголовок: Re: «Право, бизнес и финансы в Исламе»
Прислано пользователем Marjan на 25.08.2006 в 11:10:40
Для работы может потребоваться перевод названий книг на русский язык и годы жизни людей или биографическая информация. Если надо будет, пишите, вышлю кусок файла. Если будете писать на почту, напишите в сабже, что это по поводу сборников хадисов, а то я всю почту с незнакомых мне адресов удаляю, не читая.

В русский язык слово "fatwa" вошло именно в виде "фетва".

Заголовок: Re: «Право, бизнес и финансы в Исламе»
Прислано пользователем Bagira на 27.08.2006 в 01:06:32
From  Maryam

У вас, был вопрос -  «bagira разъясните, что вы имеете ввиду под уровнями». Попробую объяснить… Дело в том, что светская система права  - многоуровневая, т.е. для нее характерна иерархия. Например, в РФ, основа  - это Конституция РФ, далее следуют Законы, при этом нормы, изложенные в Законе не должны противоречить нормам, изложенным в Конституции, в свою очередь подзаконные нормативные документы, не должны противоречить нормам, изложенным в Конституции и Законах и т. д.
Вот и получается, что Конституция в РФ это то же самое (с точки зрения права), что Коран в странах с исламской моделью. Однако в отличие от Корана, Конституция РФ может быть изменена, на условиях изложенных в самой Конституции… Коран соответственно изменяться не может.
А вот теперь из полученных мной источников и информации выданной участниками форума, выходит, что из базовых постулатов, только Сунна может дополняться новыми Хадисами (если я конечно правильно все поняла). И таким образом, выходит, что неизменным остается только нормативный источник первого уровня, т.е. Коран.  
Вы спрашиваете, что я подразумеваю под формулировкой интерпретация Корана. Под интерпретацией я понимаю толкование, поэтому хорошо, что вы задали этот вопрос, для того чтобы было понятно, думаю лучше писать следующим образом «Сунна – разъяснения (интерпретация, толкование) Корана». Слово интерпретация исключать не стану, потому, что для финансистов это основной термин в таких случаях.

Вы пишите, что «Улемы - это ученые, с соответствующим религиозным образованием». А пишу, что «улемы – в точном смысле сословие мусульманских богословов и законоведов. На практике улемами часто называются все категории мусульманских духовных наставников, тех, кто совершил паломничество в Мекку, а также образованных уважаемых мусульман». Но эту «свою» формулировку я взяла из Энциклопедического словаря… :o

Вы спрашиваете – «Какую работу вы пишите?»
Буквально наряду с изучением международных стандартов я пытаюсь изучать исламские финансовые стандарты (т. е. меня интересует Исламская модель финансовых стандартов), соответственно пытаюсь сопоставить их сходство и различие. ::) Кроме того, имею намерения в следующем году сесть за диссертацию на соответствующую тему. Учитывая, что вся система права при исламской модели, как вы верно указали, ориентирована на Ислам как на веру и образ жизни одновременно, то не понимая сути Ислама браться за такую работу конечно не стоит. :-/ Так что, скорее всего мне частенько придется Вас беспокоить со своими вопросами. ;)

Сейчас сравниваю первую схему, которую я выложила на форуме с тем, что у меня получилось после всех принятых замечаний и в ужасе ставлю себе двойку. :'( Думаю, если бы я так поэкспериментировала с вопросами Православия, меня бы уже предали анафеме за ересь. :D Нда…

Заголовок: Re: «Право, бизнес и финансы в Исламе»
Прислано пользователем Bagira на 27.08.2006 в 01:16:12
From Zeinab

Зейнаб, огромное спасибо за классификацию. a-)  
И у меня к вам вопрос, вы пишите:
«Следует заметить, что если текст Корана является (практически) бесспорно каноническим, то признание или непризнание отдельных хадисов, а также целых источников  - в большой степени вопрос принадлежности к тому или другому направлению Ислама»

Меня очень настораживает именно формулировка «текст Корана является (практически) бесспорно каноническим». ??? Что значит «практически», были ли какие либо прецеденты непризнания тех или иных положений изложенных в Коране? Или под формулировкой «практически» вы имели ввиду именно вопросы трактовки (интерпретации) сур Корана? Или те или иные положения Корана не применяются ввиду того, что исторически уже не востребованы, если да то какие? :-/

Заголовок: Re: «Право, бизнес и финансы в Исламе»
Прислано пользователем Серый на 27.08.2006 в 03:13:08

on 08/27/06 в 01:06:32, Bagira wrote:
Думаю, если бы я так поэкспериментировала с вопросами Православия, меня бы уже предали анафеме за ересь. :D Нда…

угу, я уже и дров напилил в предвкушении

Заголовок: Re: «Право, бизнес и финансы в Исламе»
Прислано пользователем konsul на 27.08.2006 в 18:48:29
Автор   хадисов,   строго  говоря,один- это  пророк   Мохаммед,  других   авторов  быть   не  может,мнение   даже  самого  авторитетного  богослова  хадисом  стать  не  может, новые  хадисы?  Как  они   могут  появиться?  Разве  что  найдут  старинный   манускрипт с  неизвестными  изречениями  пророка, а  изменения  в  Коран   в  основном  вносятся  путем   толкования. Здесь - простор !  Например ,сказано  женщина  должна  скрывать  от  мужчин   свои  украшения(в  переводе   Крачковского)Что  это   значит? Скрывать  все  тело? Или  какие-то  его  части  ?Или  тело  вместе  с  лицом/ При  толковании  правовых  вопросов  можно   использовать  4  источника  1)общее  мнение   богословов ;2)общее  мнение  верующих ; 3)суждение  по   аналогии;  4)личное суждение.  В принципе  прямых  противоречий  с  Кораном  быть  не должно,  но  при  известной   ловкости  рук...   Разные  масхабы(правовые  школы)оставляют  личному   суждению  и пр.   разное  место.  Ханбалиты-наименьшее(т.е.   требуют  большего   согласия с  буквой  Корана). Ханифиты-самый  вольнодумный   масхаб,  дающий  больше  простора  для  "отсебятины".  Кстати,  некоторые  суры   Корана  объявляются   отмененными  последующими  сурами и  потерявшими  силу. Например, знаменитую  суру   о  терпимости  радикальные  богословы  объявляют   недействительной.

Заголовок: Re: «Право, бизнес и финансы в Исламе»
Прислано пользователем Bagira на 27.08.2006 в 22:37:03
Во-во, вопрос интерпретации т.е. толкования это та еще штучка… ??? Вот на свой вкус фразу «женщина  должна  скрывать  от  мужчин   свои  украшения (в  переводе   Крачковского)» я бы истолковала следующим образом – «Прятать от мужчины все драгоценности и все денюшки, давать ему каждый день один медный пяточек и хватит ему».  Здорово придумала?  a-)
Видимо поэтому женщин в Улемы не допускают, дабы беды не вышло… ::)
Ну а если серьезно, то мне больше нравиться переводы Иман Валерии Прохоровой. Работа Крачковского вне всяких сомнений отличная работа арабиста. А вот в работе Прохоровой все таки чувствуется Вера… К тому же у нее очень много ссылок, пояснений, комментариев, т. е. чувствуется, что человек вложил в работу не только глубокие знания методологии перевода, но и душу… При этом она не считает свою работу совершенством, для нее это скорее путь к совершенству, а само совершенство, как мне кажется, она считает недостижимым…  :-/

Заголовок: Re: «Право, бизнес и финансы в Исламе»
Прислано пользователем Серый на 28.08.2006 в 01:16:23

on 08/27/06 в 22:37:03, Bagira wrote:
Видимо поэтому женщин в Улемы не допускают, дабы беды не вышло… ::)
Ну а если серьезно, то мне больше нравиться переводы Иман Валерии Прохоровой. Работа Крачковского вне всяких сомнений отличная работа арабиста. А вот в работе Прохоровой все таки чувствуется Вера… К тому же у нее очень много ссылок, пояснений, комментариев, т. е. чувствуется, что человек вложил в работу не только глубокие знания методологии перевода, но и душу… При этом она не считает свою работу совершенством, для нее это скорее путь к совершенству, а само совершенство, как мне кажется, она считает недостижимым…  :-/
нуууу, понеслась....

В переводе главное не "душа" и "вера", а адекватность передачи информации, тем более в религиозном тексте.А то  еще начнете христианство по "писателю"Коэльо изучать ;D

Что касается Прохоровой, то ее перевод давно признан самым "никаким" и ни один муфтий не будет его рекомендовать при изучении Корана

Заголовок: Re: «Право, бизнес и финансы в Исламе»
Прислано пользователем Zeinab на 28.08.2006 в 08:33:34

on 08/27/06 в 22:37:03, Bagira wrote:
Видимо поэтому женщин в Улемы не допускают, дабы беды не вышло… ::)


??? кто не допускает ???

Заголовок: Re: «Право, бизнес и финансы в Исламе»
Прислано пользователем Zeinab на 28.08.2006 в 09:15:43

on 08/27/06 в 01:16:12, Bagira wrote:
From Zeinab
Меня очень настораживает именно формулировка «текст Корана является (практически) бесспорно каноническим». ??? Что значит «практически», были ли какие либо прецеденты непризнания тех или иных положений изложенных в Коране?


С текстом Корана существуют две основные проблемы - порядок сур и противоречия между каноническим текстом и передачей в хадисах.

Первое - Коран был ниспослан пророку не единовременно, а в течение длительного периода, причем общепринятый в настоящее время порядок сур не является хронологическим, т.ч. если сам текст мусульмане однозначно считают исходящим от Бога, то их компиляция в книгу является продуктом консенсуса.

Второе - некоторые хадисы цитируя откровения пророка допускают отклонения от канонического текста. Здесь формулировки Корана принято считать превалирующими, хотя само содержание этих отклонений является предметом диспута между суннитами и шиитами.

Остальные вопросы по тексту Корана (например, является ли Бисмилля частью текста и пр.) имеют дотаточно специальный интерес, на эту тему написаны толстые книги, но предмет их, вероятно, далек от вашего  ;)

Заголовок: Re: «Право, бизнес и финансы в Исламе»
Прислано пользователем Bagira на 28.08.2006 в 13:16:41
From  Серый (28.08.06   01:16:23)


Quote:
В переводе главное не "душа" и "вера", а адекватность передачи информации

А что у Прохоровой не нормально с адекватностью? :-/ Я смотрю и то и другие, именно по тому, что как и вы, все советуют перевод Крачковского. Но нравиться мне больше перевод именно Прохоровой, на мой взгляд она глубже копает, подход у нее творческий… А инициатива всегда наказуема…потому и считают ее перевод "никаким". А для работы он очень удобен, ну во всяком случае мне… Если бы я пользовалась только переводом Крачковского, то первый вариант моего «творческого изложения» был бы еще более ужасен… вот так вот… :-[
Quote:
А то  еще начнете христианство по "писателю"Коэльо изучать.

Да не начну я христианство изучать, я же писала, там таких как я за ересь анафеме предают. :) Да и вопросы финансовых отношений в столь прогрессивном плане как в Исламе в Христианстве не рассматриваются. :-/

Заголовок: Re: «Право, бизнес и финансы в Исламе»
Прислано пользователем Серый на 28.08.2006 в 13:58:07

on 08/28/06 в 13:16:41, Bagira wrote:
А что у Прохоровой не нормально с адекватностью? :-/ Я смотрю и то и другие, именно по тому, что как и вы, все советуют перевод Крачковского. Но нравиться мне больше перевод именно Прохоровой, на мой взгляд она глубже копает, подход у нее творческий…


Багира, ну какой может быть творческий подход в таком деле?
Вы же не художественную литературу переводите? Тут каждая запятая имеет принципиальное значение. А такие как вы потом удивляетесь откуда моджахеды и ваххабиты берутся.
Вот вам и творческий подход.


Quote:
Да не начну я христианство изучать, я же писала, там таких как я за ересь анафеме предают. :) Да и вопросы финансовых отношений в столь прогрессивном плане как в Исламе в Христианстве не рассматриваются. :-/

за ересь наказывают в любой религии!

Заголовок: Re: «Право, бизнес и финансы в Исламе»
Прислано пользователем Zeinab на 28.08.2006 в 15:04:04
Офтопить прекращаем...

Заголовок: Re: «Право, бизнес и финансы в Исламе»
Прислано пользователем procurator на 03.12.2006 в 20:20:25
Небольшое уточнение.

Насколько я помню, как таковым нормотворчеством улемы не занимаются. Всеобщие нормы может устанавливать только Аллах.

Судьи только выносят решения по конкретным вопросам, применяя нормы, содержащиеся в Коране и Сунне или нормы, могущие быть установленными исходя из текста "Писаний" посредством их толкования. Фетва применима только к конкретному случаю, и не может являться источником права при разрешении вопроса по схожему делу.  

Существуют также сочинения улемов, содержащие их мнения по тем или иным вопросам. Но и они не являются источниками права - это всего лишь доктрина. Как не является источником права учебник, даже если он написан выдающимся юристом. Содержащиеся там общие принципы приводятся не для создания новых норм, а для лучшего понимания студентами доктрины.

В случае, когда установить норму исходя из прямых предписаний Корана и Сунны невозможно, используются кияс и иджма (с массой ограничений, в зависимости от мазхаба). Но и при использовании этих методов, улемы не создают норму, а устанавливают ("выводят") её. Кияс - вывод нормы по аналогии из другой содержащейся в Коране нормы и иджма - вывод нормы из обычая, с благопристойность которого не оспаривается никем из авторитетных улемов.

Отказ (хотя бы декларируемый) от человеческого нормотворчества, на мой взгляд, является одним из основных достоинств мусульманского права.
Мусульманские судьи избегают сами строить обобщения. Судья вправе решать  только конкретные ситуации. Любое обобщение означает шаг к тому, чтобы поставить себя на место Всевышнего.

Если что-то писать по исламским финансам хотите, попробуйте связаться с Ренатом Беккиным www.bekkin.ru может, его это заинтересует.

Заголовок: Re: «Право, бизнес и финансы в Исламе»
Прислано пользователем Zonne на 10.03.2007 в 15:36:03
Ассаламу алейкум!
Мне бы хотелось узнать, работа трейдера на FOREX-е является харамом или нет? и почему?
Заранее прошу прощения, если не правильно тему создаю, если можете, подскажите, как новый вопрос задавать.
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Заголовок: Re: «Право, бизнес и финансы в Исламе»
Прислано пользователем Zeinab на 10.03.2007 в 15:51:04
Теоретически, если представить себе трейдера который занимается только спот-сделками с валютами (например арбитражными операциями), то запретного в такой деятельности нет. На практике в работе трейдера обязательно прсутствуют сделки с фьючерсными инструментами (харам, как разновидность пари или азартных игр) а также бумаги диверсифицированных компаний про которые нельзя с уверенностью сказать, что они не занимаются какими-либо запретными видами бизнеса, и потому тогровля их бумагами также запретна. В общем и целом, с моей точки зрения, работа трейдера - харам из предосторожности  (т.е. хотя и не обязательно включает нарушение запретов, но противоречит обязанности мусульманина уклоняться от соблазнов).

Заголовок: Re: «Право, бизнес и финансы в Исламе»
Прислано пользователем Wahhabitik на 10.03.2007 в 22:37:08

on 08/28/06 в 13:16:41, Bagira wrote:
From  Серый (28.08.06   01:16:23)А что у Прохоровой не нормально с адекватностью? :-/ Я смотрю и то и другие, именно по тому, что как и вы, все советуют перевод Крачковского. Но нравиться мне больше перевод именно Прохоровой, на мой взгляд она глубже копает, подход у нее творческий…

Перевод Пороховой не вполне адекватен, т. к. она переводила больше с английского, чем с арабского, поскольку не настолько владеет последним. В свое время на это указывали.
Что касается перевода Крачковского, то это подстрочник - там русский текст звучит как бы по-арабски, он наиболее удачно передает аромат памятника.
Если Вам нужен более литературный перевод воспользуйтесь Саблуковым.
Тремя наиболее удачными переводами на русский считаются Крачковский, Саблуков и Османов.

Заголовок: Re: «Право, бизнес и финансы в Исламе»
Прислано пользователем Серый на 14.03.2007 в 01:49:38

on 03/10/07 в 15:36:03, Zonne wrote:
Ассаламу алейкум!
Мне бы хотелось узнать, работа трейдера на FOREX-е является харамом или нет? и почему?
Заранее прошу прощения, если не правильно тему создаю, если можете, подскажите, как новый вопрос задавать.
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

мой вам совет, валите с этого Форекса пока не поздно. его в течении года закроют. те кто этот лохотрон замутил уже на чемоданах сидят



Форум Иорданского клуба » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.