Мне нравятся вина. И этим увлечением я проникся довольно давно. С течением лет оно довело меня до полупрофессиональных занятий, прямо или косвенно связанных с винами и виноделием. На каком-то этапе я начал потихоньку писать на эти темы. Сначала для журналов. А теперь дело дошло и до собственной книги. Книги об истории и современном состоянии винной отрасли. Где, в каком регионе, просите Вы. Естественно, в Азии – все-таки по образованию я востоковед. Но сначала – о другом. Невзирая на наличие под рукой таких удобных и современных средств разведки, глубокого бурения толстенных пластов информации и транспортировки ее на поверхность как Интернет, без рекогносцировочных выездов на место не обойтись. Раза три в год, а то и чаще, я провожу недели по две-три в разных странах, в основном азиатских. Не только в поисках недостающих сведений о винах тех местностей, но и с целью просто посмотреть то, чего еще не видел. Это отдельная тема и отдельный интерес. Погружаться в иной мир, сталкиваться с другими людьми, их обычаями, привычками и бытовым укладом – можно ли придумать более захватывающее занятие? Я с удовольствием вижу, что туризм стал неким символом нашей эпохи, средством объединения и сплочения людей разных национальностей, вероисповеданий, цветов кожи и жизненных устоев. Сколько любопытных, хотя порой и мимолетных встреч с какими-нибудь немцами, голландцами, мексиканцами, арабами и другими людьми из самых дальних уголков планеты подарили мне эти поездки! И это замечательно. Мы научились, хоть и не всегда и не везде, жить в мире, радушии, доброжелательности и неподдельном интересе к своим современникам и соседям на земле. Но были времена, когда все было наоборот. Всемирная история долгое время казалась летописью столкновений между народами и религиями, между разными системами ценностей и мировоззрениями. И утверждались те или другие часто огнем и мечом, за счет «победы» того, что называлось «своим» над «чужим». Европа, Запад силой навязывали себя – обеим Америкам, Африке и населению островов, затерянных в Индийском и Тихом океанах. Рельефнее всего борьба цивилизаций - коллективных воль, сумм технологий, культур и идеологий - проявилась в отношениях Запада с Азией. Эпоха крестовых походов, вторжения орд мавров, турков и монголов в Европу на долгие годы предопределили вектор развития человечества. Как ни странно, сфера виноделия часто оказывалась на переднем участке этого глобального идеологического фронта. Восток, как выяснилось, не был настроен включить ее в свою систему координат. Если абстрагироваться от зороастризма (который, имея сейчас, правда, статус мировой религии, тем не менее фактически не вышел за пределы отдельного региона) и совсем молодого южновьетнамского каодаизма, в этой части света не нашлось другой мощной идеологии, готовой принять вино «на баланс». Кроме иудаизма и христианства. Но первый оказался идеологией небольшого и довольно замкнутого территориально народа, а второй, невзирая на свое ближневосточное происхождение, обосновался вне своей исторической родины. А именно – на том самом европейском западе, который долгое время считал себя вправе навязывать свою цивилизаторскую миссию другим частям света.
Книга, которую я только что закончил (в том числе и в плане допечатной подготовки) и готовлюсь в самое ближайшее время передать в типографию, именно об этом. И в ней я исследую описанную выше коллизию на примере местностей, представляющих западный форпост Азии. Это Турция, Кипр, Сирия, Ливан, Иордания и Израиль – страны, занимающие самый правый угол побережья Средиземного моря –фактической колыбели западного мира. Это безумно интересная тема, предоставляющая исследователю множество эффектных и сильнодействующих изобразительных средств. Действительно, само виноградарство и виноделие, скорее всего, появились именно здесь. И именно отсюда, из Малой и Передней Азии они пришли на Запад, чтобы завоевать его и подчинить себе. Но именно тут позже возникло движение, готовое отторгнуть и сделать вино изгоем на своей родной земле. Круг замкнулся. Ближний Восток, который, скорее всего, сыграл важную посредническую роль в зарождении виноградарства и виноделия в бассейне Средиземного моря, стал преследовать, хотя и не слишком усердно, появившегося с его участием «ребенка», стараясь сжить его со света. И постепенно превратился в периферию винного мира. В виноделии Малая Азия является таковой только по названию. А между тем без ее вклада современная алкогольная промышленность откатилась бы на целые века назад. Или даже тысячелетия. В фантастике этот прием называется – «альтернативные миры». Однако по мрачности результата, получаемого вычитанием из сегодняшней алкогольной «суммы технологии» западно-азиатского слагаемого, он мог бы поспорить с другими «страшилками» фантастического жанра – антиутопиями или апокалипсисами-«катастрофами». Попробуйте представить себе долголетнее существование жителей юго-западной Европы и Британских островов без привычных хересов, мадеры и малаги. Или запретите поклонникам коньяка и арманьяка их любимый напиток – на том простом основании, что ни технология перегонки, ни сами перегонные аппараты, ни даже виноград Юньи Блан не имеют к Шаранте никакого отношения. Предложите выкорчевать Пино Нуар, Шардонне и Гамэ в Шампани и Бургундии, Гренаш, Кариньян, Сира, Мурведр, Сенсо и Мускат – в долине Роны, Провансе, Лангедоке и Руссильоне. Пожалуй, в признанных центрах европейского виноделия отрасль в сильно усеченном виде сохранится только в Германии, Италии, Эльзасе и Бордо, хотя в последнем лишится вин, сделанных на основе Карменера, а также сотернов и барсаков. И по сей день восточное Средиземноморье остается для европейского и новосветского виноделия опытным полигоном, на котором проверяется перспективность новых технологий или достаточно редких кроссов – типа Arinarnoa (баскский кросс Мерло и Пти Вердо), Marcelan (Каберне Совиньон и Гренаш Нуар), Caladoc (Гренаш Нуар и Мальбек) или Argaman (Кариньян и Souzao, распространенный в португальском регионе Douro и немного – в США и Австралии в качестве основы крепленых вин). Однако уже несколько десятилетий значение восточного Средиземноморья для отрасли не исчерпывается такой подчиненной ролью. Виноделие региона постепенно выходит из тени и начинает приобретать новые привлекательные черты. современные виноделы Израиля, Ливана, Кипра и Турции сделали очень много для возрождения славных винных традиций региона. Здесь есть по-настоящему первоклассные винодельни и восхитительные вина, способные доставить удовольствие любому гурману. "Гран-При" и "золото" самых авторитетных конкурсов (в том числе в Бордо, Лондоне, США, Аргентине и т.д.), попадание в самые престижные винные рейтинги (Топ-100 от "Вайн Спектэйтор", справочники Хью Джонсона, Тома Стивенсона, Оза Кларка и т.д.) и винные карты ведущих мишленовских ресторанов, наработанные некоторыми хозяйствами и их винами статус настоящих легенд мирового виноделия - все это существует уже отнюдь не в желательном наклонении, а в виде признанных фактов.
Об этом – моя книга "Вина Восточного Средиземноморья". Я готов по мере своих сил, возможностей и относительно свободного времени вести диалог с участниками по теме восточносредиземноморского виноделия – как древнего, так и нынешнего. Тем более что в книге я затрагиваю оба аспекта – в довольно пространном историческом очерке и в разделах, посвященных национальным винным школам. Помимо них, в книге есть чуть менее сотни портретов всех ведущих винодельческих хозяйств этих стран. Однако диалог мог бы получиться более живым и конкретным, если бы собеседники имели перед собой сам предмет обсуждения – книгу. Такая возможность представится совсем скоро – надеюсь, не позже конца января 2011 года. В этом ноябре я предполагаю подписать книгу в печать. С полиграфическим предприятием условия заказа согласованы. В книге будет 464 страницы (бумага - мелованная), много цветных иллюстраций. По вопросам приобретения экземпляров или части тиража обращаться по телефону 8(916)779-53-31 или e-mail: VinaLevanta@yandex.ru и vasmit5@rambler.ru.
Для интересующихся привожу содержание книги: От автора Трехволновая теория Старого Света (исторический очерк) Первая волна Виноделие в регионе в древности. Зарождение и распространение в Европу. Особенности, маршруты и носители «переноса ремесла» Вторая волна Виноделие на Ближнем Востоке в период зарождения и утверждения там ислама Персидские мотивы Взаимоотношения ислама с вином и виноделием в начале его распространения вглубь Азии и превращения в мировую религию Четвертая волна Виноделие в регионе в средние века (начиная с эпохи крестовых походов) и до нового времени Новое время и современность Израиль. Очерк национального виноделия Ведущие винодельческие хозяйства Agur Amphorae Arza, Hacormim, Yikvei Zion (Шоры) Barkan Binyamina Carmel Dalton Domaine du Castel Ella Valley Flam Winery Galil Mountain Golan Heights Margalit Recanati Rimon Saslove Tabor Teperberg 1870 (Efrat) Tishbi Tzora Yatir Бутиковые и малые коммерческие винодельни Палестина (Западный берег реки Иордан) Cremisan Иордания. Очерк национального виноделия Ведущие винодельческие хозяйства Eagle Distilleries Petra Winery Кипр. Очерк национального виноделия Ведущие винодельческие хозяйства Aes Ambelis Ayia Mavri Chrysoroyiatissa Constantinou Domaine Nicolaides Domaine Vlassides ETKO Fikardos I.P Gaia Oinotechniki KEO Kolios Kykkos Kyperounda Linos LOEL Nelion SODAP Tsiakkas Vasa Vasilikon Vouni Panayia Yiaskouris Производители коммандарии Бутиковые и малые коммерческие винодельни Северный Кипр Ливан. Очерк национального виноделия Ведущие винодельческие хозяйства Cave Kouroum Château Bellevue Château Fakra Château Kefraya Château Khoury Château Ksara Château Musar Château Nakad Clos de Cana Clos St Thomas Domaine des Tourelles Domaine Wardy Héritage Massaya Nabise Mont Liban Бутиковые и малые некоммерческие винодельни Сирия. Очерк национального виноделия Ведущие винодельческие хозяйства Al-Mimas Al-Rayan Cortas&Wardy Турция. Очерк национального виноделия Ведущие винодельческие хозяйства Diren Doluca Kavaklidere Kutman Mey Pamukkale Sarafin Sevilen Turasan Yazgan Бутиковые и малые коммерческие винодельни Заключение
Pardon za latinitsu - ya seychas v Delhi. Ne dumayu, chto printsipial'no vajno, chtoby menia identifitsirovali s nekim userom. Kto ran'she zdes' byval, i tak razberetsia. Tut ved' vajna ne konkretnaya lichnost', a professionalizm sdelannogo eyu. No kniga interesnaya. Ya staralsia.