Прочла интересную заметку про Коран, хранящийся в музее истории народов Узбекистана в Самарканде. История этой реликвии очень интересна. Третий праведный халиф – Осман Ибн Аффан – был женат на двух дочерях Пророка, сначала на Рукае, а после её смерти на Умм-Кальсум (за что его прозвали обладателем двух светил), но известность он приобрёл благодаря не столько этому интересному факту своей биографии, сколько работе по созданию и унификации текста Корана. В результате проведенной работы несколько экземпляров Корана были посланы в Египет, Сирию, Ирак, и один в Медину. За чтением мединского Корана Османа и застали прибывшие из Ирака и Египта недовольные его правлением восставшие, которые и убили его. Кровь из ран брызнула на Коран и осталась на нём. О том, каким образом этот Коран попал в Самарканд, неизвестно, есть только предположения. В XIX веке Коран попал В СПб и до октября 1917г. хранился в публичной библиотеке. После революции по просьбе верующих Коран вернули в Самарканд, где он находится до сих пор. Меня во всей этой истории удивляет то, что в наши дни мы имеем письменный источник – ровесник событий VII века! Это просто чудо какое-то. Может ли кто-нибудь что-нибудь добавить интересное про это?
« Изменён в : 30.01.2007 в 22:09:55 пользователем: looker »
В Самарканд Коран Османа попал после нападения Тамерлана на Золотую Орду (столица г. Сарай). В Золотую орду же он попал в качестве подарка, как правителю самого сильного и крупного исламского государства тех времен, султану Мухаммеду Узбек хану от мамлюкского султана (при Узбек хане были введены нормы шариата, ислам широко распространился среди народов, населявших Золотую Орду).
нам что-то рассказывали в институте... за давностью лет забыла. но если правильно помню, то он хранился как бы не в Эрмитаже и там делали анализы. Оказалось, что он моложе того времени, когда жил Осман.
Кажется, так.
Вот кусок какой-то на эту тему
"Кстати, в Эрмитаже хранится одна из священных реликвий исламского мира - "Коран Османа". "
О - нашла вот
В 1869 г. в Публичную библиотеку Туркестанским генерал-губернатором фон Кауфманом был передан так называемый "Коран Османа" или "Самаркандский куфический Коран", принадлежавший мечети Хваджа-Ахрара в Самарканде, несомненно, один из наиболее выдающихся экземпляров Корана в мире. Одновременно была предпринята попытка перевезти в Санкт-Петербург и мраморную подставку, как считалось, сделанную специально под этот список. Массивная подставка времен Тимура была украшена многочисленными надписями и стояла посреди мечети (перед михрабом) при полуразрушенном медресе Биби Ханым в Самарканде. От идеи перевезти подставку в Санкт-Петербург отказались в связи с ее громадной тяжестью. Надписи были скопированы А.Л. Куном. Копии с них хранятся ныне в архиве Института Истории материальной культуры РАН (Санкт-Петербург). Ученик основателя школы русской арабистики В.Р. Розена (1849-190 А.Ф. Шебунин (1867-?) подробно проанализировавший и описавший этот список, установил его ближневосточное происхождение (предположительно - Ирак) и время создания (II век хиджры).
Годы жизни- 574 - 20 июня 656 - на второй век по хижре мало похоже. Древний - но вряд ли Османа.
нам что-то рассказывали в институте... за давностью лет забыла. но если правильно помню, то он хранился как бы не в Эрмитаже и там делали анализы. Оказалось, что он моложе того времени, когда жил Осман.
Кажется, так.
Вот кусок какой-то на эту тему
"Кстати, в Эрмитаже хранится одна из священных реликвий исламского мира - "Коран Османа". "
О - нашла вот
В 1869 г. в Публичную библиотеку Туркестанским генерал-губернатором фон Кауфманом был передан так называемый "Коран Османа" или "Самаркандский куфический Коран", принадлежавший мечети Хваджа-Ахрара в Самарканде, несомненно, один из наиболее выдающихся экземпляров Корана в мире. Одновременно была предпринята попытка перевезти в Санкт-Петербург и мраморную подставку, как считалось, сделанную специально под этот список. Массивная подставка времен Тимура была украшена многочисленными надписями и стояла посреди мечети (перед михрабом) при полуразрушенном медресе Биби Ханым в Самарканде. От идеи перевезти подставку в Санкт-Петербург отказались в связи с ее громадной тяжестью. Надписи были скопированы А.Л. Куном. Копии с них хранятся ныне в архиве Института Истории материальной культуры РАН (Санкт-Петербург). Ученик основателя школы русской арабистики В.Р. Розена (1849-190 А.Ф. Шебунин (1867-?) подробно проанализировавший и описавший этот список, установил его ближневосточное происхождение (предположительно - Ирак) и время создания (II век хиджры).
Годы жизни- 574 - 20 июня 656 - на второй век по хижре мало похоже. Древний - но вряд ли Османа.
так?
Не в эрмитаже а в Институте Востоковединия, рядом с эрмитажем. В бытность студентом нам его показывали, и даже потрогать - старый конечно но не настолько чтобы быть из той эпохи. Кровь на нем скорее всего баранья, генетическую экспертизу по этому поводу никто не будет заморачивать. И вообще таких коранов штук 5 по всему миру, так же как и рубашек пророка и голов иоанна крестителя.
Список Корана – "Коран Османа", который находится сейчас в Узбекистане, был исследован до революции известным востоковедом А.Ф.Шебуниным (1867-1937). Палеографическое исследование списка, показало, что он не мог быть написан ранее конца первой четверти VIII века, т.е. начала II века хиджры.
О датировке и значимости санкт-петербургского списка. В 2002 г. (до проведенных исследований списка) Е.Резван говорил: "можно смело утверждать, что на берегах Невы хранится одна из древнейших и важнейших в мире рукописей Корана, мусульманская реликвия, не уступающая по своей значимости тем, что почитают мусульмане в Каире, Стамбуле и Ташкенте". В 2005 г. в интервью газете "Газета" Е.Резван говорил: "Мы сделали радиокарбонный анализ рукописи в Голландии. К сожалению, даже самые современные методики дают погрешность в 100-200 лет. Мы можем сказать, что эта рукопись не младше II века хиджры, то есть относится к VIII-IX векам". В том же интервью Е.Резван делает не совсем корректное заключение о датировке санкт-петербургского списка: "Это самый полный и самый древний. Таких же по объему списков - не более 5-7".
Так что, вопрос о том, какой из двух списков Корана более древний, остается открытым, и нам лишь остается надеяться, что наука когда-нибудь ответит на этот вопрос.
Литература: Шебунин А. Куфический Коран С.-Петербургской публичной библиотеки. // Записки Восточного отделения Русского археологического общества. СПб., 1891, т. 6, с. 89-133. Ефим Резван. Странствия "Корана Османа" // Журнал Вокруг света №08, 2002. Надежда Кеворкова. "Самый древний в мире Коран находится в России" Интервью с Е.Резваном // "Газета", 06.10.2005.