Возможны ли, со временем, какие либо изменения исламских норм? Например - есть ли надежда, что мусульманам будет позволено заниматься живописью во всей её многообразии?
некорректный посыл, персидская живопись скорее исключение из правила. традиционный ислам стоит на консервативных позициях.
что касается ревизии норм ислама, то это вряд ли возможно, по крайней мере легитимного (с т.з. традиционного исламского богословия) пути к этому не существует. т.к. врата иджтихада давно закрыты
некорректный посыл, персидская живопись скорее исключение из правила. традиционный ислам стоит на консервативных позициях.
Такое же исключение, как могольская, турецкая, деканская и т. д. и т. п. Я, конечно, не спорю, что с канонической точки зрения все это весьма сомнительно, но большинство мусульман живет отнюдь не в Саудовской Аравии или Иордании, а в Южной и Юго-Восточной Азии, где подобные примеры в порядке вещей. Кстати, рекомендую: http://www.moscowbooks.ru/book.asp?id=345671 В лавке РГГУ по 165 р.
Зарегистрирован
"...пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы" (Откр. 18:4).
Такое же исключение, как могольская, турецкая, деканская и т. д. и т. п. Я, конечно, не спорю, что с канонической точки зрения все это весьма сомнительно, но большинство мусульман живет отнюдь не в Саудовской Аравии или Иордании, а в Южной и Юго-Восточной Азии, где подобные примеры в порядке вещей. Кстати, рекомендую: http://www.moscowbooks.ru/book.asp?id=345671 В лавке РГГУ по 165 р.
мы говорим о богословии и нормах. а не о том что с ними люди делают...
некорректный посыл, персидская живопись скорее исключение из правила. традиционный ислам стоит на консервативных позициях.
что касается ревизии норм ислама, то это вряд ли возможно, по крайней мере легитимного (с т.з. традиционного исламского богословия) пути к этому не существует. т.к. врата иджтихада давно закрыты
Кем это они интересно закрыты? Вполне себе открыты...
Во всяком случае учитывая, что позиция традиционного ислама уже достаточно сильно смягчилась и фотографии, детские игрушки, книжки, мультфильмы, а также изображения людей в научных и учебных целях считаются допустимыми в основных направлениях Ислама, то думаю, что и современная светская живопись вполне может рассчитывать на легитимность со временем. Однако не думаю, что занятия живописью для удовольствия когда либо будет считаться одобряемым или похвальным занятием...
Кем это они интересно закрыты? Вполне себе открыты...
вот новость.... закрыли еще в 11 веке исламские же богословы
Цитата:
Парижский философ (кстати, друг Фуко, Гваттари и Делеза) М.Аркун, пожалуй, самый проницательный исследователь духовной мысли мусульман (наряду с С.Х.Насром), в своем обращении к современным архитекторам высказал такое суждение: мы, сказал он, должны заниматься не джихадом, а иджтихадом. Его слова требуют разъяснения в особенности для русского читателя. Надо знать, что призыв Аркуна был направлен против той агрессивной социально-политической формы джихада, которая столь распространена сейчас в среде арабской молодежи и низших слоев интеллигенции. Социальный и в особенности политический джихад, действительно, агрессивен и деструктивен. Он не выводит человека и общество на освоение новых горизонтов. Более того, политизированный джихад стирает все возможные и даже обретенные горизонты. В этом смысле джихад пассивен, если он не обретает своего истинного, внутреннего измерения человека.
Аркун, однако, говорил об иджтихаде -- понятии, скорее, теологическом, нежели художественном. Иджтихад (усердие) обозначает особые старания теологов и юристов прошлого по усовершенствованию заветов и законов, исходящих от Корана и сунны. Иджтихад работает на границе совершенствования и волюнтаризма (бид'ат), поэтому в XI в. было объявлено, что "врата иджтихада закрыты". Следовательно, Аркун призывает вновь открыть врата иджтихада. То есть предлагается повести работу по вскрытию или нанесению новых горизонтов вовсе не в области теологии. Объектом иджтихада должна стать художественная практика и, в первую очередь, философия и архитектура.
Тут уже была по-моему про это тема - аль-кияс и аль-иджма
Все равно у тебя все несколько однобоко выглядит, только шиитов пример приводишь
Цитата:
Некоторые крупнейшие мыслители в области фикха — исламского правоведения — в течение первых веков Ислама ориентировались на шариатские нормы. Однако с течением времени значение фактора иджтихада было поколеблено, и в Исламе суннитского толка иджтихад уступил место таклиду, т. е. праву, основанному на традиции (“суннат”, отсюда “суннизм”. — Прим. перев.), консервативных догматах; в соответствии с таклидом отвергалось право толкования шариатских законов тем или иным человеком, и оно даже подвергалось запрету.